Блог iSpace

СЭД vs CLM. Что выбрать в 2025 году?

Полезные статьи
С каждым годом управление документами становится всё более важной задачей для бизнеса. В наступившем 2025 году, с появлением более технологичных решений, вопрос выбора между инструментами как никогда актуален. В этой статье мы подробно обсудим разницу между системами электронного документооборота (СЭД) и решениями для управления жизненным циклом контрактов (CLM – Contract Lifecycle Management). Как понять, что нужно именно вашей компании, и какой подход обеспечит максимальную эффективность?

Что такое СЭД и CLM?

СЭД (система электронного документооборота) отвечает за организацию электронного документооборота на предприятии, «специализируясь» на формализованном контенте, таком как договора, служебные записки, входящая и исходящая корреспонденция, автоматизируя процессы в части согласований и донесения информации до адресатов.

Узнайте о разнице между ECM, СЭД и BPM

CLM (управление жизненным циклом контрактов) фокусируется на контрактах. Подобные системы и автоматизируют автоматизации всех этапов процессовы работы с контрактами, включая:

  • Хранение и совместный доступ. CLM предоставляет централизованное место для хранения всех контрактов в вашей организации, гарантируя их безопасность и упрощая поиск.
  • Подготовка проектов контрактов на основе шаблонов. CLM позволяет создавать типовые документы, используя готовые шаблоны. Решение исключает ошибки, сокращает время на подготовку и унифицирует формат.
  • Согласование внутри компании. Процесс согласования автоматизируется, включая уведомления и напоминания. Вам больше не придется отчитываться об опозданиях!
  • Переговоры и согласования с контрагентом. Инструменты CLM поддерживают совместную работу с внешними сторонами, включая возможность редактирования и комментирования документов.
  • Одобрение контракта. Встроенные механизмы отслеживания и уведомлений помогают ускорить этапы финального одобрения.
  • Подписание. CLM интегрируется с сервисами электронной подписи, что позволяет завершать сделки удалённо и без бумажной волокиты.
  • Исполнение (контроль обязательств). Система отслеживает выполнение условий контракта: сроки, суммы платежей, поставки и другие обязательства. Уведомления помогают не пропустить важные события.
  • Изменения контракта. CLM фиксирует любые изменения условий и автоматически обновляет версии документа, обеспечивая контроль и прозрачность бизнес-процессов.
  • Пролонгация. CLM помогает отслеживать истечение контрактов и осуществлять пролонгацию.

В чём различие СЭД и CLM?

Хотя обе системы направлены на повышение эффективности работы с документами, у них разные цели:
Сравнительная таблица СЭД и СLM

Кому подходит СЭД?

Если ваша компания активно работает с разнообразными документами — договорами, внутренними приказами, заявками, отчётами — то СЭД станет универсальным решением, которое поможет упорядочить хаотичный документооборот, создать единое хранилище данных и, конечно же, автоматизировать рутинные процессы.
В прошлом году мы внедрили СЭД на базе iSpace в одно из крупнейших и старейших предприятий Санкт-Петербурга – АО «Адмиралтейские верфи». Подробнее о том, как нам удалось автоматизировать бизнес-процессы компании и обеспечить масштабируемость на 2000+ сотрудников в первые месяцы работы системы, вы можете узнать здесь.
Преимущества системы iSpace

Когда следует выбрать CLM?

Если же ваша основная цель — это управление контрактами, а ошибки или задержки в этой области стоят компании больших затрат, тогда CLM — лучший выбор. Система позволит:

  • Автоматизировать бизнес-задачи и динамические маршруты согласования, а также последующие фазы жизненного цикла контрактов;
  • Снизить риски несоблюдения обязательств;
  • Упростить аудит и анализ условий.

Тренды 2025 года

Сейчас в России появляется все больше вендоров, предлагающих как готовые специализированные CLM-решения, так и возможность создания собственного бизнес-приложения для управления жизненным циклом контрактов с учётом индивидуальных потребностей.

Некоторые эксперты отмечают, что уже в самом ближайшем будущем рынок ждет перераспределение, поскольку часть клиентов начнёт отказываться от устаревших СЭД-решений и сделает выбор в пользу в современных CLM.

Тренды будущего: что ожидать от российского IT-рынка в 2025 году?

Как выбрать?

Выбор между СЭД и CLM зависит от нескольких факторов:

  • Цели бизнеса. Если нужен общий контроль документооборота — СЭД. Если приоритет — контракты, то CLM.
  • Масштаб. Для небольших компаний лучше подойдут универсальные СЭД. Крупным компаниям может быть выгодно внедрение обеих систем или объединение в одном решении.
  • Интеграция. Перед принятием финального решения, обратите внимание на интеграционные возможности системы с уже используемыми в вашей организации инструментами (CRM, ERP и т. д.).

Возможно, вам будет интересно:

Вывод

В 2025 году ключом к успеху станет понимание своих потребностей, поскольку СЭД и CLM – это лишь инструменты, помогающие улучшать процессы.

Хотите узнать больше о современных решениях для бизнеса? Ваша компания находится в поиске комбинированного решения, которое обеспечит как управление документами, так и автоматизацию работы с контрактами? Обратитесь к экспертам iSpace и откройте новые горизонты эффективности!

Часто задаваемые вопросы

  • Что означает CLM?

CLM (Contract Lifecycle Management) — это управление жизненным циклом контрактов, охватывающее все этапы работы с ними: от создания до завершения.

  • Что такое процесс CLM?

Процесс CLM включает создание, согласование, подписание, контроль исполнения, управление изменениями и завершение контрактов с использованием специализированных автоматизированных систем.

  • Зачем использовать CLM?

CLM помогает сократить сроки работы с контрактами, уменьшить риски, улучшить соблюдение условий, повысить прозрачность и упростить управление обязательствами.

  • Кто использует управление жизненным циклом контракта?

CLM используют юридические отделы, специалисты по закупкам, логистике, отделы продаж, финансы и все, кто работает с контрактами в крупных или средних компаниях.

  • Что такое жизненный цикла контракта?

Жизненный цикл контракта — это весь процесс работы с контрактом: от его создания, согласования и подписания до контроля исполнения, внесения изменений и завершения или пролонгации